«В джазе только… винил».

Сегодня, в Международный день музыки, редакция OUTLOOK расскажет поподробнее о старом добром джазе. Его преданные поклонники до сих пор держат оборону: пользуясь преимуществами цифровой эры — остаются виниломанами, и на то есть свои причины…

Творцами первой джазовой пластинкистал навсегда вошедший в историюколлектив Original Dixieland Jazz Band из Южных Штатов. Парадоксально, но эти парни были белыми музыкантами, а первые «черные» добрались до звукозаписи спустя пять лет. А уже после их легкой руки джазмены всего мира прокрутили и переслушали не один миллион пластинок…

К слову, разрешено это было не везде.В советские времена было популярным выражение «буги на костях». Кстати, именно так изначально назывался знаменитый фильм Валерия Тодоровского «Стиляги», про музыкальные 50-е. Это словосочетание родилось в годы запрета на джаз — тогдафразу «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» знал каждый порядочный гражданин.

Меломаны же, не имея возможности приобрести винил с желанной музыкой, перезаписывали трофейные или купленные из-под полы пластинки на крупноформатные рентгеновские пленки (их еще называли ребрами или записями на ребрах).

Советские слушатели имели полное право завидовать своим западным коллегам, ведь там подобных ограничений не было, и люди спокойно тратили свои кровные на любимую музыку. У многих появлялись коллекции, для которых нужны были отдельные комнаты, а то и квартиры. Кстати, один из самых известных собирателей джазового винила – японский писатель Харуки Мураками. По словам автора, мы бы никогда не прочитали ни «Норвежский лес», ни «Кафку на пляже», если бы не музыка Чарли Паркера и других исполнителей. За 30 лет Харуки накопил более 40 тысяч джазовых пластинок. Упоминание об этом стиле можно проследить чуть ли не в каждом его произведении, не говоря уже о «Джазовых портретах».

Возвращаясь к статистике,больше всего винила у жителя Пенсильвании Пола Маунхеини: по его подсчетам – приблизительно3 миллиона! Для того чтобы собрать это добро, ему потребовалось 50 лет. Еще в январе 2013 года он выставил их на аукцион, оценив в 50 миллионов долларов. Покупатель еще не нашелся, однако коллекционер не унывает. Пол говорит, что только 17% записей из его «собрания» есть в электронном виде. Остальные 83% – уникальная музыка, которая больше нигде не сохранилась.

Наше время, при всем многообразии форматов и гаджетов, называют вторым расцветом винила. «Наигравшись» в мегабайты и жесткие диски, меломаны и музыканты возвращаются к пластинкам. Не так давно Земфира выпустила альбом «Жить в твоей голове» на виниле. За ней последовали «Ю-Питер», «Чайф» и скандальный Шнур со своим «Ленинградом». Все больше и больше любителей хорошей музыки обзаводятся проигрывателями, говоря, что только так можно насладиться ею, и это вовсе не хипстерская прихоть. А джаз-то, по сути, с винила и не слезал: на коктебельском фестивале или на Blue Bay хорошо продаются и покупаются заветные упаковки с записями современных виртуозов.

Очень может быть, что в эпоху глобального пиратства и торрентов намного разумнее выпускать свой альбом не на дисках с их плоским звучанием, а на старых добрых пластинках, которые не только потрескивают, но и греют душу, создавая неповторимую атмосферу. И, что самое важное, за такой носитель меломан готов платить – по всему миру увеличиваются продажи винила.

: Pitchfork.com

В одной Великобритании за 2013 год его было куплено на 16% больше, чем за предыдущий. А уж на родине битлов и квинов точно знают толк в музыке…

Кстати, по словам экспертов, винил – довольно привлекательная инвестиция. За последние 10 лет он подорожал в два раза. А поскольку многие лейблы закрылись и альбомы легендарных групп вряд ли будут переиздаваться, коллекционеры потирают руки, ведь их капитал со временем станет еще больше. Уже сегодня редкая пластинка культового исполнителя может стоить от нескольких сотен до 15 тысяч долларов. Кстати, современные исполнители тоже стараются не отставать и, хоть текущий год еще не окончен, некоторые итоги уже можно подбить.

Заглавное фото:Philip Osey Kojo of Ghana